Информационно-
аналитическая
газета
МР «Мосальский район»
12+

Полезные ссылки

Официальный портал органов власти Калужской области
admoblkaluga.ru
Администрация Мосальского района
adm-mosalsk.ru
Запись в лечебные учреждения Регистратура40.рф
регистратура40.рф
Пенсионный Фонд России
pfrf.ru
Газета «Весть»
vest-news.ru
Телеканал «Ника-ТВ»
nikatv.ru
Нет коррупции!
admoblkaluga.ru
Работа в России
trudvsem.ru
Калужские Губернские Ведомости
kgvinfo.ru

Главная / Наша территория / Горькая судьба деревни Ульянино

Горькая судьба деревни Ульянино

24.07.2023
Горькая судьба деревни Ульянино

Валентину Распутину принадлежат строки: «Удивительно и невыразимо чувство Родины, какую светлую радость и тоску дарит оно, навещая нас, в счастливый час проникновенности и отзвука. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деянию и судьбам предков. Ведь былинным источником силы духа русского человека была и будет оставаться – родная земля».

Источниками силы нашего государства являются деревеньки и села, многие из которых, к сожалению, смела история. В их числе деревня Ульянино (что входила в Мощинский сельский Совет). Сегодня наш рассказ о ее судьбе.

Располагалась деревенька на возвышенном месте правого берега реки Пополты, откуда просматривалась дорога от Мосальска на Варшавское шоссе.

О том, что в этих местах процветала цивилизация много веков назад, говорит тот факт, что в двух километрах от деревни находилось знаменитое Мощинское городище VI – IX веков нашей эры (первого тысячелетия). В этот период зарождались первые поселения наших предков. Найденные на огородах селян медные русские монеты с вензелями императрицы российской Екатерины II говорят о том, что деревня существовала и в тот далекий период. И в подтверждение этому документальные данные о населенном пункте из атласа Калужского наместничества по отмежеванию земель за 1782 год: «Село Новоегорьевское (Ульянино) находится на правом берегу реки Пополта и по обе стороны безымянного отвержка (отрога и др.): церковь Beликомученика Георгия; дом господский деревянный, при доме сад плодовитый принадлежали в бесспорном отводе графине Екатерине Андреевне Чернышевой, земли иловатые с песком, хлеб и трава родится средственно (посредственно пр.автора), лес дровяной, крестьяне на оброке».

Ревизских душ в восьми населенных пунктах, принадлежащих графине, было на тот период около 770 человек, значит в селе Новоегорьевское проживало примерно на тот период около 200-250 человек. Село располагалось одной длинной улицей вдоль крутого и высокого берега Пополты. Такое расположение способствовало активному воздействию господствующих ветров, что пагубно сказывалось на жизни бедной и убогой деревушки. От ливневых дождей, снежных бурь доставалось ветхим избенкам, покрытым соломой. Чтобы отвести беду, шли крестьяне в свою церквушку поклониться и помолиться Богу.

Беспощадно смела война и революция этот красивый исторический памятник, долго у многих поколений сельчан оставалось в памяти местечко (поле) с названием «Попова горка».

По-разному жили и трудились в этот период. Те, что побогаче, жили в кирпичных домах, имели большие земельные наделы. Бедные страдали без земель. Отрабатывали свой, не отданный вовремя оброк, многие ходили на поденщину в имение

с. Жуковка (Ново-Покровское).

Славилось село своими ремесленниками, каменотесами, плотниками, которые уходили в первопрестольную, чтобы хоть немного подзаработать да прокормить свои многодетные семьи.

С середины XX столетия наблюдалась незначительная динамика роста жителей села, затем деревни Ульянино. Так, в 1859 году в 22-х крестьянских дворах проживало около 220 человек, а уже в 1896 году – 383 человека. В 1914 году население деревни заметно приросло и составило около 530 человек, открылась и своя сельская школа.

По административному управлению Ульянино относилось к Жуковской волости.

Блеснул луч надежды крестьянам деревни для улучшения жизни в начале XX столетия. Царскими министрами была запланирована и начата подготовка строительства железной дороги со стороны

ст. Вязьма, которая проходила бы в 1,5 км от Ульянино. Но, увы, не повезло. Разразившаяся Первая мировая война и последующие две революции помешали осуществиться грандиозным планам.

На долю сельчан в начале XX столетия выпала одна из катастроф, которая случилась ранней весной (время самого разлива Пополты) в день ярмарки, проходившей в селе Жуковка. Плот, на котором переправлялись сельчане на противоположный берег, перевернулся на середине реки, в результате полтора десятка крестьян, в том числе и дети, утонули.

После Октябрьской революции и военного лихолетья гражданской войны беднейшим крестьянам вздохнулось легче. В период НЭП(а) можно было переселиться на хутор. Много труда и пота пришлось вложить селянину, чтобы окультурить и засеять поля, построиться, обзавестись скотом. Таких хуторов в округе образовалось двенадцать. Ушли Смурыговы, Ратниковы, обжились они на так называемом Крыльцовском хуторе. За этот период показал крестьянин, на что способен, что может индивидуальный труд, познали, что такое собственность.

Но недолго это продолжилось. По воли партии и вождей пролетарского государства 27-29 годы XX столетия были объявлены годами коллективизации. Созданное крестьянское гнездо выкорчевывалось с корнем, где добровольно, а где и силой. Начали сгонять с хуторов во вновь образованный населенный пункт д. Передовик. Устанавливали на переезд строго срок, и не дай бог ослушаться: активисты и представители власти могли разобрать дымовую трубу или крышу.

Крестьяне уезжали с нажитых мест со своим скарбом, детьми. Опять испытания и неизвестность ложились тяжелым бременем на крестьянские плечи.

Из оставшихся 50 дворов д. Ульянино образовали колхоз Ульянино-Ленино. Рабочего люда было около 60 человек. Тягловой силой на первых порах были лошади, их насчитывалось 40 голов, коров в общем скотном дворе было 20. В округе колхозу принадлежало 200 гектаров земли. Сеяли рожь, овес, ячмень, на пойменных почвах Пополты получали хорошие урожаи конопли, льна.

Государство строго следило за поставками сельхозпродукции, выгре-балось в основном все, оставались только семена, немного фуража, небольшая часть хлеба для расчета с колхозниками за трудодни. На каждый трудодень выдавалось по 200 грамм хлеба (зерна). Пережил крестьянин и это.

Но началась Великая Отечественная война. Черной зловещей тенью нависла она над деревней. Ушли на защиту Отечества около 40 мужчин, остались женщины, старики и дети. Пришел оккупант и в Ульянино как полноправный хозяин.

Как ранее вспоминал бывший житель деревни Александр Пашенков (ему было в те годы, немногим более десяти лет), с десяток мотоциклов и несколько танкеток, с шумом, трескотней переправились через брод Пополты и всей вереницей заехали в деревню.

Мы, ребятня, не боясь их, высыпали на улицу посмотреть. Они стали нам бросать конфеты, некоторые из ребятишек-малолеток подбирали их. При этом фашистские солдаты и офицеры снимали этот процесс с хохотом на фотоаппарат». Через несколько дней захватчики показали свое звериное лицо, все население деревни от мала до велика угнали в оккупацию в Белоруссию, где им сполна досталось горя и бед.

Этот населенный пункт заранее был отмечен на штабных картах гитлеровских офицеров как стратегическая точка. Недалеко проходило Варшавское шоссе – одна из главных артерий для продвижения немецких полчищ к Москве. Окутали Ульянино в несколько рядов колючей проволокой, протянули по фронту окопы, начинили минами все поля в округе и пробыли в обороне до марта 1943 года.

Закончилась Победой для нашего народа Отечественная война. Вернулись с фронта и ульянинские мужики, только не все 40, а десять, и то половина израненных и искалеченных. Возвратились и из оккупации в 1944-1945 гг. голодные, босые, истощенные старики, женщины и дети. Их воспоминания об этом ужасном времени без слез нельзя было слушать. И как пример, русской женщины-матери Анны Пашенковой (умерла в 1980 году), которая с пятью детьми была угнана в фашистскую неволю (самому младшему не было и года), прошла все муки оккупации и в 1945 году вернулась со всеми детьми, одна их вырастила и воспитала.

Вернулись сельчане не к тому, от чего уходили. Вместо деревни – заросший бурьяном пустырь да блиндажи, по полям тянулись линии окопов и мотки колючей проволоки, а мин не счесть. Не один год потребовался, чтобы их разминировать. Кстати, не обошлось здесь без трагических случаев. Несколько подростков подорвались при обнаружении взрывоопасного предмета. Так, один из мальчишек Анны Пашенковой Иван остался без руки.

С десяток семей все же решили остаться на голом месте, не пали духом люди, крепка была их воля к жизни. Вера в прекрасное будущее вздохнула небывалый энтузиазм в каждого жившего ранее в этой деревне – Тесаковых, Лучкиных, Смурыговых, Черниковых, Пашенковых.

На первых порах люди поселились в блиндажах, потом стали строить на них небольшие хатенки. В этот же период необходимо было возрождать порушенное войной хозяйство. Как вспоминали ветераны, начинали с нуля, закапывали вручную окопы, стаскивали колючую проволоку. Пахали на лошадях, быках, коровах. Ведь стране и людям был нужен хлеб, работали все от малого до старого полный световой день. Сначала после войны сельчане стали работать в своем небольшом колхозе «Ульянино-Ленино», после реорганизации – в колхозе «Советская Россия» (центр – деревня Передовик). После восстановленных МТС на колхозных полях появляются трактора ХТЗ и НАТИ. Жизнь повеселела. Приусадебные участки и огороды, разведенный скот предоставили возможность продавать излишки картофеля, мяса. Всем шести семьям деревни Ульянино с большим трудом удалось построиться. Мужчины – хозяева А.С. Смурыгов, А.С. Пашенков, П.С. Лучкин сначала работали при МТС механизаторами, потом уже долгие годы в колхозе «Советская Россия». В животноводство пошли их жены. Это М.М. Смурыгова, А.С. Пашенкова, М. Лучкина, М. Черникова, которые работали доярками на Передовицкой МТФ. В 1980 году пустующие два дома купили дачники, они не зря выбрали это живописное место для отдыха. Ягоды, грибы, речка рядом, родниковая вода в Мухановом рву – все это, безусловно, служило укреплению здоровья и хорошему отдыху. Но время беспощадно и работает порой не в пользу человека, его устоев, обычаев. Веками стоявшая, дававшая свою жизненную искорку, при этом преодолевая потрясения и катаклизмы, в 90-х годах XX столетия и начала XXI века деревенька постепенно угасала и пришла в упадок, как и многие в нашей необъятной России.

Повлияли, конечно, бытовая неустроенность, тяжелые условия работы, последние реформы в аграрном секторе страны в 90-е годы.

Вот так и канула в небытие одна из интересных деревень нашего района – Ульянино со своей историей и самобытностью.

Лишь как память о ней по городам и весям страны, в том числе и в Мосальске, пустили корни и живут ее потомки уже в третьем и даже в четвертом поколениях: Пашенковы, Смурыговы, Лучкины, Мухины, Блиновы, Черниковы, Тесаковы и многие другие.

Геннадий АФАНАСЬЕВ

При написании материала использованы документальные данные о населенных пунктах

атласа Калужского наместничества за 1782, а также Калужского статистического комитета, архивные данные

Мосальского земельного отдела, воспоминания местных жителей деревни Ульянино и личные воспоминания автора очерка,

работавшего главным агрономом в данном хозяйстве в 70-х, 80-х и 90-х годах