Информационно-
аналитическая
газета
МР «Мосальский район»
12+

Полезные ссылки

Официальный портал органов власти Калужской области
admoblkaluga.ru
Администрация Мосальского района
adm-mosalsk.ru
Запись в лечебные учреждения Регистратура40.рф
регистратура40.рф
Пенсионный Фонд России
pfrf.ru
Газета «Весть»
vest-news.ru
Телеканал «Ника-ТВ»
nikatv.ru
Нет коррупции!
admoblkaluga.ru
Работа в России
trudvsem.ru
Калужские Губернские Ведомости
kgvinfo.ru

Главная / Наша территория / У истоков мосальской духовности

У истоков мосальской духовности

01.03.2021
У истоков мосальской духовности

В истории Мосальского уезда достойное место занимали представители духовного сословия, о которых и пойдет речь в данной публикации.

Служение Богу, Отечеству на протяжении многих столетий – таков был путь и жизненный уклад многих наших священников, протоиереев и других духовных лиц. В этой связи хотелось бы поделиться с читателями газеты небольшой интересной информацией, полученной из статистических материалов Калужской губернии за вторую половину 19-го и начала 20-го века.

Структура православия в уезде

Что собой представляла иерархическая структура православия в уезде в те далекие времена? Многие православные обители после Октябрьской революции 1917 года были разрушены, более 70 лет о них и духовенстве не было никакой информации. Поэтому так ценно возвратиться к вековым истокам.

К середине 19-го века на территории Мосальского уезда в двух благочинных округах насчитывалось около 60 православных приходов. Это было 60 церквей, учитывая, что население уезда составляло около 140-160 тысяч человек, а к 1917 году оно выросло до 210-214 тысяч человек. Этих обителей вполне хватало населению. В нынешних границах нашего Мосальского района во второй половине 19-го столетия был XXII благочинный округ, в котором насчитывалось 30 приходов. Кстати, в те времена он находился в ведении Благочинного Мосальского протоиерея Иоанна Чупрова.

Церкви Мосальска

В самом городе было четыре церкви – Соборная (Никольская), Троицкая, Пятницкая и Кладбищенская (Борисоглебская). Упоминаются в 1860-1870 гг. и настоятели церквей города: Никольского собора – протоиерей А.А. Меньшов, священник М.Ф. Смирнов; Борисоглебской церкви – В.А. Хвалебнов; Пятницкой и Троицкой церквей – протоиерей Н.И. Баталин; Казанского Боголюбивого женского монастыря – настоятельница – монахиня Елавферия.

Фамильные династии

На начало 20-го века, вплоть до 1917 года, сохраняется фамильная династия священнослужителей Баталиных. В 1912-1917 гг. настоятелем Никольского собора был протоиерей Василий Михайлович Баталин, в Троицкой и Пятницкой церквях в 1912 году остается настоятелем Никифор Иванович Баталин. С 1912 по 1917 год настоятелем Борисоглебской церкви был священник Дмитрий Сергеевич Смирнов.

В 1916-1917 гг. возглавляет приходы и является настоятелем Троицкой и Пятницкой церквей протоиерей И.И. Виноградов. В памятной книге Калужской губернии упоминается священник села Жуковка Е.Е. Лавров.

Общественная деятельность

Многие наши земляки-мосальчане имели духовный сан протоиерея. Священники, имея немалый по численности прихожан приход, принимали активное участие в мирских делах уезда, города. Под их началом была организация и работа церковно-приходских школ, каких в границах нашего района было девять, кроме этого преподавали в них первые каноны православия, в том числе и в городских училищах. А часть доходов, полученных с церквей прихода, направлялась на поддержание школ и училищ.

Священнослужители вели и большую общественную работу в уезде, городе. Они избирались членами земских собраний, судов, мировыми посредниками в благотворительные общества и местные органы власти.

В этой кагорте священнослужителей, кроме названных, были известные мосальчанам знаменитые священники, законоучителя в городских училищах Яков Петрович и Николай Петрович Никольские (в честь этой знаменитой фамилии была названа одна из центральных улиц города Мосальска), а также священник А.И. Покровский.

Очень бы хотелось продолжить повествование о благочинных людях, за счет служителей сельских приходов, но, к сожалению, такая информация не сохранилась.

Всю жизнь посвятил служению Богу

Есть возможность рассказать еще об одном нашем земляке-мосальчанине, посвятившему всю свою жизнь служению Богу, православию – игумене Несторе (в миру – Яков Григорьевич Киселенков). Вся тернистая, необычная духовная затворническая деятельность игумена, настоятеля пришлась на две разные, резко противоположные политико-экономические формации.

Родился 17 октября (или 19 октября) 1887 года в селе Воронино Мосальского уезда Калужской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получил в родном селе, где окончил курс церковно-приходской школы.

8 июня 1905 года поступил в Валаамский монастырь, а 19 октября 1911 года зачислен в число послушников.

3 апреля 1918 года при Архиерейском доме в Выборге пострижен в монашество, 15 ноября 1922 года рукоположен во иеродиакона, а 29 июня 1926 года – во иеромонаха. Проходил малярное и клиросное послушание, трудился в Германовском скиту (остров Валаам) и при Архиерейском доме в Выборге, нес чреду священнослужения, состоял певчим монастырского соборного хора. В 1936 году принял финское гражданство.

После эвакуации братии Валаамского монастыря в 1939 году вглубь Финляндии, с 1942 года исполнял послушание регента монастырского хора. В 1945-1957 годах вместе с братией Ново-Валаамского монастыря находился в юрисдикции Московского Патриархата. В 1948 году назначен благочинным монастыря, а 24 августа 1949 года – экономом.

26 июля 1952 года избран настоятелем Ново-Валаамского монастыря. Посвящен в игуменский сан митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым) с возложением палицы, игуменского креста с украшениями и митры.

В 1957 году, когда Русская православная церковь передала Ново-Валаамский монастырь в юрисдикцию Финляндской архиепископии, а часть братии, получив разрешение, переехала в Псково-Печерский монастырь, игумен Нестор предпочел остаться в Финляндии.

Скончался он 14 сентября 1967 года в Северокарельской центральной больнице города Йоэнсуу. Похоронен на братском кладбище Ново-Валаамского монастыря.

Геннадий АФАНАСЬЕВ
При написании использованы статистические материалы из памятных книг Калужской губернии (конец XIX-начало XX вв.)
и книги А.Е. Зайцева «Мосальск»