Мосальские спортсмены продолжили сезон парашютных прыжков
15 октября на аэродроме «Волосово» мосальские парашютисты продолжили сезон парашютных прыжков 2022 года. Спортсмены продолжают совершенствовать свое мастерство. Олеся Долгополова перешла на прыжки с ручным раскрытием в свободном падении. Владимир Костылев перешел на новый тип парашюта типа «крыло». Анна Тимоненкова, Дарья Пашенкова, Максим Балахонов продолжают прыжки с задержкой в раскрытие от 10 и более секунд. Поздравляем их и желаем дальнейших спортивных успехов.
Парашютисты выражают благодарность предпринимателю А.Р. Тадевосян за оказанную помощь в организации поездки на прыжки с парашютом.
Все спортсмены-парашютисты имеют знаки ГТО различных ступеней и достоинства.
Продолжаем информационный блок о заслуженных мастерах спорта по парашютному спорту.
Иван Георгиевич Старчак (16 февраля 1905- 29 августа 1981) — советский военный (фронтовой) разведчик, десантник, в годы Великой Отечественной войны - командир разведывательно-диверсионного отряда. Один из руководителей обороны на Варшавском шоссе в октябре 1941 года, командир ряда воздушных десантов 1941-1942 годов.
Полковник, заслуженный мастер спорта СССР (парашютный спорт), первым в воздушно-десантных войсках СССР совершил тысячу прыжков с парашютом (всего совершил - 1096 прыжков). Под его руководством проведен ряд сборов начальников парашютно-десантной службы и укладчиков парашютов авиачастей пограничных войск КГБ СССР.
Ранние годы
Родился 16 февраля 1905 году в селе Александровка ныне Кременчугского района Полтавской области Украины в крестьянской семье. Украинец. После того как его отца Георгия Старчака «разжаловали императорским величеством», в 1907 году их семью определили на поселение в Забайкалье, в приграничный город Троицкосавск (ныне город Кяхта Бурятии), где прошли детство и юность Ивана. Жил вместе с матерью в небольшом доме на бедняцкой окраине Троицкосавска, отец погиб в годы Первой мировой войны. Мать, оставшаяся вдовой, в одиночку растила четверых детей. По воспоминаниям И.Г. Старчака, «сами рубили, пилили и грузили возы. Немало мы с братом пролили слёз, не хватало нам мужской силенки.» Спустя годы он с особой теплотой говорил: «У нас в Забайкалье», «мои земляки-забайкальцы», «у того, кто любит родину, обязательно есть самое дорогое место на земле, мое - Кяхта».
С большим желанием учился в Троицкосавской школе. Когда Иван учился в выпускном классе, произошла революция. Иван не мог оставаться непричастным к происходящему вокруг и в 1920 году вступил в комсомол. По его воспоминаниям, он «сразу же получил в свои руки винтовку, чтобы защищать родину», так как в России шла гражданская война.
У истоков создания парашютно-десантных войск
1931 год стал переломным в его судьбе. Решив покорить «пятый океан», Иван Старчак поступил в Оренбургское военное училище им. К.Ворошилова по классу тяжёлого бомбардирования. Окончил его в 1933 году. Затем Иван учился в Ейской военной школе морских лётчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина на курсах парашютистов (окончил в 1934 году). В одном из соединений в Западной Сибири он всерьёз занялся парашютным делом. Испытывал новые виды парашютов, впервые в мире совершил прыжок с самолёта, вошедшего в штопор, а также затяжные прыжки с малых высот[3].
Комсомолец Иван Старчак - победитель в беге на 400 м и прыжках в длину на I республиканском празднике физкультуры в соревнованиях по десятиборью в Верхнеудинске в 1932 году[3].
В 1940 году окончил заочный командный факультет Военно-воздушной академии имени Жуковского[2].
В годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война застала начальника парашютно-десантной службы (ПДС) Управления Военно-Воздушных Сил Западного фронта капитана И.Г. Старчака в госпитале минского гарнизона (ныне - Главный военный клинический госпиталь Вооруженных Сил Республики Беларусь), где он оказался после совершения 21 июня своего тысячного прыжка с парашютом. Совершая прыжок, он подвернул ногу и получил растяжение связок.
Выйдя из госпиталя 25 июня в тяжелом состоянии, с группой бойцов по дороге к Пуховичам обнаружил и уничтожил немецкий десант численностью в 17-20 человек. И вскоре, вернувшись в штаб ВВС Западного фронта, энергично взялся за организацию и подготовку десантов по выброске в тыл противника. По оценке начальника штаба ВВС Западного фронта полковника С.А. Худякова, «в работе смел, энергичен, требователен. Обладает большой силой воли». Ему пришлось забыть о больной ноге и летать наравне с другими: только с июля по сентябрь 1941 года Иван Георгиевич совершил 30 посадок в тылу противника.
В августе 1941 года самолеты 1-го бомбардировочного полка были рассредоточены вокруг города Юхнова на четырех посадочных площадках. Здесь же, недалеко от шоссе, вблизи Мальцевского аэродрома, на берегу речки Ремеж, разбили свой лагерь парашютисты-десантники под командованием И. Г. Старчака (авиадесантный батальон 53-й авиабригады 23-й авиадивизии). В центре подготовки парашютистов-десантников курсанты учились прыгать с парашютом, стрелять, сражаться врукопашную и закладывать мины для проведения разведывательно-диверсионных операций в тылу врага.
В послевоенные годы
Имея большой опыт применения парашютных десантов в боевых условиях, И.Г. Старчак успешно использовал его в пограничных операциях в условиях борьбы с бандитизмом на Кавказе, в Туркмении и в западных областях Украины, а также при сбрасывании грузов в условиях Забайкалья и в горах Восточного Памира.
И.Г. Старчак был первым, кто совершил тысячу прыжков с парашютом. На его жетоне, подвешенном к знаку мастера парашютного спорта, выгравирована цифра 1096 (столько прыжков на его счету). Под его руководством проведён ряд сборов начальников парашютно-десантной службы и укладчиков парашютов авиачастей погранвойск. В августе 1945 года при строительстве линии правительственной «ВЧ» связи на участке Иркутск-Ворошилов он организовал подготовку лётного состава для сбрасывания на парашютах грузов и материалов в труднодоступной горно-лесистой местности (всего под его руководством было без происшествий сброшено 1012 тонн грузов). Для этого лично совершил 67 вылетов, неоднократно рискуя жизнью в сложных метеорологических условиях, и сбросил 113 тонн груза на перевалы и ущелья Селемджинского хребта. Строительство было завершено досрочно на 1,5 месяца.
В 1949 году Ивану Георгиевичу присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР»[3]. За успешное выполнение заданий командования в охране государственной границы И.Г. Старчак неоднократно получал благодарности и премии. В 1950 году ему было присвоено звание полковник.
Однако автокатастрофа усугубила фронтовое ранение и поставила крест на его дальнейшей военной карьере, и в 1952 году офицеру-десантнику пришлось уйти в отставку. Тем не менее, он не бросил парашютный спорт, обучал молодых десантников и продолжал прыгать сам[3]. Автор мемуаров и документальных повестей «Время выбрало нас» и «С неба - в бой».
В 1970-х годах «старчаковцы» обратились к руководству СССР с ходатайством о присвоении своему командиру звания Героя Советского Союза, на что был получен отказ. Сам Иван Георгиевич был очень скромным человеком и ничего для себя не просил. Жил в поселке Удельная Раменского района Московской области.
Умер 29 августа 1981 года. Похоронен на Островецком кладбище в деревне Островцы Раменского района.
Награды и звания
• орден Ленина (27.01.1942[11]);
• орден Красного Знамени (01.11.1941[20]);
• орден Отечественной войны I степени (21.09.1945);
• орден Красной Звезды (09.09.1945[4])
• медали, в том числе: медаль «За отвагу» (?), медаль «Партизану Отечественной войны» (15.09.1944); медаль «За оборону Москвы» (01.05.1944); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Почетный гражданин городов Кяхты и Юхнова.
Евгений ГОЛОПОЛОСОВ, тренер-преподаватель ДЮСШ
Фото автора