Информационно-
аналитическая
газета
МР «Мосальский район»
12+

Полезные ссылки

Официальный портал органов власти Калужской области
admoblkaluga.ru
Администрация Мосальского района
adm-mosalsk.ru
Запись в лечебные учреждения Регистратура40.рф
регистратура40.рф
Пенсионный Фонд России
pfrf.ru
Газета «Весть»
vest-news.ru
Телеканал «Ника-ТВ»
nikatv.ru
Нет коррупции!
admoblkaluga.ru
Работа в России
trudvsem.ru
Калужские Губернские Ведомости
kgvinfo.ru

Главная / Безопасность и антитеррор / Безопасность детей и подростков в Интернете на летних каникулах

Безопасность детей и подростков в Интернете на летних каникулах

23.06.2021
Безопасность детей и подростков в Интернете на летних каникулах

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Почему дети и подростки оказываются наиболее уязвимыми пользователями Интернета?

Во-первых, именно дети и подростки, психика которых не до конца сформирована, склонны попадать в интернет-зависимость. Исследования показывают, что среди молодежи интернет-зависимых больше, чем среди людей зрелых.

Во-вторых, когда ребенок проводит возле компьютера большую часть времени, его личность оказывается совершенно неадаптированной к реальности. Маленький человек испытывает трудности в общении со сверстниками и постепенно уходит из социума, из реальной среды обитания в виртуальную.

Дети и подростки должным образом не владеют собой, не имея волевой регуляции, легко поддаются влиянию, им непросто отличать хорошее от плохого, у них не сформированы адекватные схемы поведения и восприятия. Они активно исследуют жизнь, в том числе при помощи Интернета.

Все эти особенности – подверженность и чувствительность к внешним стимулам, информации, эффекту новизны – используют веб-дизайнеры сайтов, размещая красочные призывы щелкнуть по той или иной ссылке на странице сайта.

Ожидать того, что в нерегулируемом Интернете ребенок станет скачивать рефераты по истории и при этом совсем не поинтересуется порнографией, наркотиками или рецептами по изготовлению взрывчатки, было бы весьма наивно. Именно негативная, «темная» сторона Всемирной паутины привлекает молодежь. Само по себе это неудивительно: запретный плод сладок. Но именно в Интернете запретный плод еще и доступен. И хотя доступность и дешевизну информации относят к положительным сторонам Интернета, очевидно, что эти особенности Сети имеют негативную сторону.

Под контентными интернет-угрозами понимается информация в Интернете, которая причиняет вред пользователю путем опубликования или пересылки, а также интернет-коммуникация, направленная на причинение вреда собеседнику. Технические и коммуникационные возможности интернет-технологий довольно широки, поэтому список контентных интернет-угроз достаточно разнообразен.

Наиболее типичной и массовой для детей и подростков в настоящее время является киберунижение и кибертравля – именно данная категория лидирует среди обращений на «линию помощи» Центра безопасного Интернета в России.

Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт. Подобное поведение в Интернете называют «троллингом».

Троллинг и кибербуллинг преимущественно встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах. Для кибертравли используются также электронная почта и онлайн-мессенджеры, например, WhatsApp, Telegram. Опасность распространения унижающей ребенка информации заключается в том, что в отличие от обычного унижения, сцены, изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный круг лиц. Такие видео или фото могут быть доступны будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда ребенка в другой город. Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент удалить все экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет.

Кибербуллинг – вид психологического давления, которое выражается в преследовании жертвы в социальных сетях, sms-сообщениях и размещением материалов, порочащих честь и достоинство жертвы.

Киберсталкинг представляет наиболее жесткую форму прессинга в Интернете, которая направлена на преследование, слежение за жертвой. Киберсталкинг характеризуется активным забрасыванием информацией псевдопозитивного или компрометирующего содержания. Таким образом, по своей сути киберсталкинг представляет собой наиболее агрессивный вариант психологического воздействия и, зачастую, становится следствием кибербуллинга.

Киберхарассмент обычно выражается в повторяющихся оскорбительных сообщениях жертве, от которых она чувствует себя морально уничтоженной, которым она не может ответить по причине страха или невозможности идентифицировать преследователя.

Второй по массовости интернет-угрозой является вовлечение ребенка в сексуальные действия через Интернет. Секстинг и груминг распространены в России более широко, чем съемки детской порнографии.

Секстинг (от англ. sex и texting) означает общение на тему секса посредством мобильного телефона или через Интернет. Груминг – установление в Интернете дружеских отношений с ребенком с целью сексуальной эксплуатации.

Суть угрозы заключается в том, что с ребенком в Интернете выходит на контакт некий человек, нередко представляющийся сверстником, входит в доверие к ребенку, в ряде случаев при этом готовя его к сексуальным действиям путем соответствующих бесед или пересылки сексуально ориентированных материалов. Цель – реальная встреча для совершения сексуальных действий или через Интернет посредством веб-камеры, либо обменом откровенных фотографий. Наиболее популярным местом для «охоты» за детьми являются социальные сети; дальнейшие контакты могут осуществляться через онлайн-мессенджеры, электронную почту, приватный чат, а также по мобильному телефону. Беседы о сексе с малознакомыми «френдами» из социальных сетей могут таить в себе немалую опасность.

Не менее актуальной угрозой, исходящей из Интернета, является вовлечение несовершеннолетних в преступные экстремистские и радикальные группировки.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним мерам и действиям в политике, совокупность идей, намерений, оправдывающих при принятии решений крайние меры.

Девизы экстремистов: «Кто не с нами – тот против нас», «Гильотина – лучшее лекарство от перхоти» предполагают отказ от таких инструментов общения, как диалог, переговоры, компромиссы, которые называются «пустой болтовней». Нормальным считается конфликтное, агрессивное навязывание собственной точки зрения.

Онлайн-рекрутинг начинается с безобидного действа: сторонники или противники – неважно, втягиваются в дискуссию. Это дает экстремистам возможность обозначить свою позицию и тактику и заинтересовать аудиторию. После многоэтапных вербовочных бесед потенциальному рекруту делается предложение об участии. Если рекрут не уверен в своем желании вступить в группу, его направляют в чаты для «дозревания» или отсева. Рекрутам предоставляются специальные игры, где они привыкают к насилию, как единственному способу решения жизненных проблем, которая ориентирована на подростков. Главная идея – проведение диверсий против власти. Это целая интернет-индустрия.

Набирающей масштабы интернет-угрозой является использование интернет-технологий для пропаганды и популяризации потребления наркотиков среди молодежи. На соответствующих интернет-ресурсах (сайты бесплатного хостинга, профильные форумы, реже – сообщества в социальных сетях) подросткам предлагаются рецепты изготовления одурманивающих веществ и смесей из подручных материалов, а также предоставляется возможность приобретения подобных средств. Опасность заключается в использовании Интернета для наркотизации подрастающего поколения (средним возрастом начала потребления наркотиков в России считается 13 лет). Здесь уместно напомнить родителям и педагогам о проявлении такого понятия, как бдительность. Бдительность – это внимательное отношение человека к окружающей действительности. Наблюдение за подростком может рассказать о многом.

Особую опасность для детей и подростков представляют ролевые компьютерные игры, которые приводят к психологической зависимости от компьютера и Интернета.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых ребенок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Игра разработана таким образом, что обязывает ребенка выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Обычно игрок добивается победы, выполняя задания (квесты), и растет в способностях и статусе. Когда «герой» набирает определенное количество очков, он получает очередной уровень.

Сетевые игры - это игры, в которых присутствует многопользовательский режим, позволяющий играть по сети с другими пользователями со всего мира. Как правило, это командные игры, которые могут продолжаться по нескольку суток.

Именно при игре в ролевые и сетевые компьютерные игры происходит очень глубокий и тотальный процесс вхождения ребенка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое слияние ребенка с компьютером. В крайне тяжелых случаях можно даже наблюдать, как ребенок теряет свою индивидуальность и отождествляет себя с компьютерным персонажем.

Игровая зависимость – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учебу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Считается, что зависимые геймеры (игроки) нуждаются в психологической помощи, их проблемы – несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, потеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности – подавленное настроение, плохое самочувствие, низкая активность, повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.

Широкое распространение получили сегодня и некоторые виды интернет-мошенничества. Каждый пользователь Интернета сталкивался с предложениями отправить СМС на определенный номер, чтобы получить причитающийся выигрыш. Сформировалось целая отрасль способов интернет-мошенничества, получившая название фишинг.

Фишинг (англ. phishing, от fishing – рыбная ловля, выуживание) – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на фейковый сайт, внешне очень похожий на настоящий.

Фейками называют поддельные страницы или сайты, которые имитируют страницы других реальных пользователей или компаний, например, банков. Основная задача такой страницы – убедить другого пользователя в том, что он попал на реальную страницу сайта. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приемами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.

Фишинг основан на незнании пользователями основ сетевой безопасности, в частности, многие не знают простого факта: сервисы не рассылают писем с просьбами сообщить свои учетные данные, пароль и прочее. Фишинговые сообщения могут содержать сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия ваших банковских счетов; обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или вовсе без них; сведения о сделках, которые слишком хороши для того, чтобы быть правдой; запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях; грамматические и орфографические ошибки.

В арсенале фишинга создание подставных страниц, кража личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография, адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания страниц-клонов. Надо помнить, что в Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть у них ценную информацию.

Уважаемые родители!

Лето – это не только время для отдыха детей, но и наиболее благоприятная пора для путешествий, закаливания и оздоровления. Важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Для этого родителям рекомендуется предлагать детям здоровую альтернативу: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д., обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на познание, развитие, включать их в интерактивные занятия, тренинги. Помните, чем больше в интересах детей познавательного и образовательного контента, тем меньше интереса ко всему опасному, в том числе контенту. Счастливого и безопасного отдыха Вам и Вашим детям!

КУДА СООБЩИТЬ ОБ ОПАСНОМ КОНТЕНТЕ И ОБНАРУЖЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

В случае выявления опасного Интернет-ресурса, а также если несовершеннолетний обучающийся сообщил информацию о других детях, которые играют в опасные квесты, входят в сомнительные сообщества в социальных сетях, сообщите об этом!

Полиция России: 02 (102, 112)

Роскомнадзор:https://eais.rkn.gov.ru/feedback/

Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды»: https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/

Ассоциация «Лига безопасного Интернета»: http://ligainternet.ru/hotline/, 8 800 700 56 76

Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ): https://rocit.ru/hotline 28

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Единый общероссийский номер
телефона доверия
для детей, подростков и родителей:

8-800-200-01-22

Калужский государственный институт
развития образования
Центр психологического сопровождения образовательной деятельности

Отдел профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи

8 (4842) 22-61-52

бесплатно, с 09.00 до 17.00 по рабочим дням

Обнаружив сайты в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, Вы можете обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, а также в Управление Роскомнадзора по Калужской области:

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ МВД В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

502-800

Если Вы обладаете информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, можете позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»

Следственного комитета Российской Федерации

8-800-200-19-10

Фото из открытых источников